2018-02-21T16:26:46+03:00

Невероятный Гоголь

Несколько киноисторий про великого сатирика
Агафью Тихоновну блестяще 
сыграла Светлана Крючкова.Агафью Тихоновну блестяще сыграла Светлана Крючкова.
Изменить размер текста:

Наверное, это правильно, что именно 1 апреля, в День смеха, на свет появился будущий писатель, чьи сатирические произведения доставляли немало головной боли чиновничьим кликушам. Хотя и принимались на ура царствующими особами. Это может показаться странным, но Николай I просто веселился на премьере «Ревизора» в Александринском театре и на следующий день повелел своим министрам ехать смотреть спектакль. Когда кинематограф начал завоевывать людские сердца, режиссеры тоже обратились к гоголевской прозе. За 90-летнюю историю киностудии «Ленфильм» лишь четыре раза на экраны выходили фильмы, снятые по произведениям Гоголя. В 1926 и 1959 годах - «Шинель», а в 1937 и 1977 годах - «Женитьба». Об этих картинах рассказывает петербургский киновед Евгений Аб.

Сталин обвинил Эраста Гарина во вредительстве

- Гоголь - один из труднейших авторов русской литературы. В его строчках всегда было к чему придраться начальству. С экранизацией «Женитьбы» выступили режиссеры Эраст Гарин и Хеся Локшина. Гарин к тому же снимался в роли Подколесина. Согласно госфильмофондовскому каталогу лента была выпущена в прокат 28 июля 1937 года. Но там же сделана приписка: «Фильм был снят с проката».

Эта на первый взгляд деликатная формулировка означала жуткий скандал. В чем только не обвиняли создателей картины! Искажение классического наследия, наличие ненужного эксцентризма (без него Гарин не был бы Гариным. - Прим. авт.), несоответствие актеров ролям. И, наконец, самое страшное - во вредительстве. Такие слова мог произнести только Отец народов - товарищ Сталин.

Это уже потом выяснилось, что Гарину так и не смогли простить мейерхольдовского прошлого. Создатель знаменитого театра находился в опале, а Гарин у него играл Хлестакова в «Ревизоре». В итоге за Эрастом Павловичем (неподражаемым королем в «Золушке») сохранилось позорное пятно осквернителя классики. А что касается самого фильма, то по приказу начальства он был целенаправленно уничтожен. Остались лишь отдельные режиссерские разработки да несколько снимков кадров из фильма.

Яростные споры

Следующая «Женитьба» вышла в прокат спустя 40 лет. За ее постановку взялся классик ленинградского кино, замечательный кинорежиссер Виталий Мельников (в этом году мы будем отмечать его 80-летний юбилей. - Прим. авт.). На главные роли режиссер пригласил звезд отечественного кино: Подколесина играл Алексей Петренко, Кочкарева - Олег Борисов, Агафью Тихоновну - Светлана Крючкова. А еще были Евгений Леонов, Владислав Стржельчик

Тем не менее после выхода картины разгорелись споры. Одни считали фильм провальным. Их оппоненты говорили о другом: «Думается, что фильм Мельникова «Женитьба» - одна из наиболее удачных экранизаций произведений Гоголя. Это история о несостоявшемся счастье. О людях, которые вроде бы созданы друг для друга, но в итоге так и не соединяющиеся вместе».

На самом деле «Женитьба» Мельникова появилась из-за небывалого ажиотажа, который вызвала постановка одноименной пьесы Анатолия Эфроса в московском Театре на Малой Бронной. И в кино и на сцене в роли Подколесина солировал все тот же Алексей Петренко. У Мельникова гоголевский сюжет воплотился в захватывающее зрелище. Хотя на фоне современных лент (а это был конец 70-х годов) его картина казалась этаким одиноким странником, которого можно принимать или отвергать, но не заметить было невозможно.

Гоголевскую «Шинель» Григорий Козинцев и Леонид Трауберг поставили в 1926 году вместе с актерами руководимой ими мастерской ФЭКС (Фабрика эксцентрического актера). Лента хотя и вызвала теоретические споры и острую полемику, никакого урона престижу ее постановщиков не нанесла. Трудились они далее много и плодотворно и именно они стали создателями знаменитой трилогии о Максиме. Но вскоре времена изменились.

Настал недоброй памяти 1949 год. Вторая волна репрессий, борьба с космополитизмом, с «тлетворным влиянием Запада». Газета «Правда» отдает целый подвал для статьи министра кинематографии СССР Ивана Большакова, озаглавленной «Разгромить буржуазный космополитизм в киноискусстве». Больше всего в этой статье досталось Леониду Траубергу. Почтенного профессора и кинорежиссера обвиняли в том, что он «сознательно отравлял умы молодежи проповедями буржуазных идей».

Дальше следовало просто дикое обвинение. Вдумайтесь: «Он (Трауберг) давно занял антинародные, чуждые традициям великой русской культуры позиции. Первые его работы ознаменовались надругательством над творчеством великого русского писателя Гоголя. В театре он исказил пьесу «Женитьба», а в кино - повесть «Шинель».

Наверное, многим читателям может показаться странным, почему в этих обвинениях отсутствуют обвинительные слова про Григория Козинцева. Все просто: совсем недавно ему вручили Сталинскую премию за картину «Пирогов». Таким образом он оказался неуязвим для министерских репрессий.

Кстати, в этой статье не была упомянута еще одна фамилия. Автором сценария «Шинели» был известный писатель Юрий Тынянов (автор знаменитых произведений о Пушкине, Грибоедове. - Прим. авт.). Может быть, потому, что к тому времени он уже скончался.

Так или иначе, «на орехи» досталось лишь одному Траубергу, который на несколько лет был попросту выкинут из кинематографической жизни Ленинграда.

Иллюстрация к школьной программе

Совсем по-другому была воспринята гоголевская «Шинель», которую в 1959 году на «Ленфильме» снял Алексей Баталов. Это был его режиссерский дебют, приуроченный к 150-летию со дня рождения великого русского писателя.

На роль Акакия Акакиевича Баталов пригласил молодого, еще никому не известного Ролана Быкова. Массовый зритель еще не привык к сочетанию заморского имени Ролан и русской фамилии Быков, хотя в будущем оно стало залогом кассового успеха. Из звезд Баталов снял лишь Юрия Толубеева, сыгравшего того самого Петровича, который и сшил Акакию новую шинель.

При всех достоинствах этой ленты она прошла тихо и спокойно. Не вызвала большого одобрения, но и не спровоцировала возмущения. Эту ленту в дальнейшем часто показывали на детских утренниках как иллюстрацию к школьной программе.

КСТАТИ

Наши на «Мосфильме»

Не обошли стороной экранизации гоголевских произведений и на «Мосфильме». Как часто бывает, собственных сил не хватило. Пришлось призывать на помощь коллег из Ленинграда.

Так, в классической экранизации «Ревизора» (1952 г.), осуществленной Владимиром Петровым, и Городничий и Хлестаков - оба из Северной столицы. Все в один голос заявляли, что без маститого Юрия Толубеева и молоденького, набирающего силу Игоря Горбачева лента бы попросту не состоялась.

В 1977 году на экраны вышла еще одна экранная версия «Ревизора». Леонид Гайдай поставил эксцентрическую комедию «Инкогнито из Петербурга». Гайдай каким-то только ему известным способом сумел разглядеть в молодом, тогда еще никому не известном актере Сергее Мигицко некую изюминку, присущую гоголевским персонажам. В этой же ленте Осипа сыграл еще один ленинградский актер - Сергей Филиппов.

Кадры из фильмов «Шинель» и «Женитьба» смотрите здесь.

СПРАВКА «КП»

Вот список некоторых экранизаций произведений Николая Васильевича

1909 г. - «Вий» (немой фильм). Режиссер Василий Гончаров.

1913 г. - «Страшная месть» (немой фильм). Режиссер Владислав Старевич.

1913 г. - «Ночь перед Рождеством» (немой фильм). Режиссер Владислав Старевич.

1926 г. - «Шинель». Режиссеры Григорий Козинцев и Леонид Трауберг.

1937 г. - «Женитьба». Режиссеры Эраст Гарин и Хеся Локшина.

1941 г. - «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Режиссер А. Мазур.

1951 г. - «Ночь перед Рождеством» (анимация). Режиссеры Валентина и Зинаида Брумберг.

1952 г. - «Ревизор». Режиссер Владимир Петров.

1952 г. - «Майская ночь, или Утопленница». Режиссер Александр Роу.

1959 г. - «Шинель». Режиссер Алексей Баталов.

1961 г. - «Вечера на хуторе близ Диканьки». Режиссер Александр Роу.

1967 г. - «Вий». Режиссеры Константин Ершов, Георгий Кропачев. Художественный руководитель Александр Птушко.

1977 г. - «Нос». Режиссер Ролан Быков.

1977 г. - «Женитьба». Режиссер Виталий Мельников.

1977 г. - «Инкогнито из Петербурга». Режиссер Леонид Гайдай.

2007 г. - «Вий». Режиссер Олег Степченко.

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также