Медработники устало говорят, что вторая волна коронавируса проходит гораздо тяжелее, чем первая: пациентов больше, и все больше – с осложнениями. Подтверждают, что осенью тяжелее, чем весной, и психологи. Жительница Мурманска Инна Воронова с марта работает на бесплатной линии психологической помощи и за это время помогла сотням людей справиться со страхом перед пандемией.«Не хочу сидеть сложа руки»Инна – дипломированный психолог с высшим профессиональным образованием. Но по воле судьбы много лет работала не в соответствии со строкой в дипломе: 15 лет назад умер ее первый муж, и северянке одной пришлось поднимать пятерых детей. Но в ноябре прошлого года она вышла на пенсию и поняла, что не хочет просто сидеть дома.- Решила, что волонтерство очень мне подходит. Я подала заявку на сайте Добро.ру и присоединилась к движению «#МЫВМЕСТЕ», которое объединяет самых разных волонтеров - от тех, кто развозит продукты, до юристов, медработников и так далее, - рассказывает Инна Воронова.К работе на федеральной голосовой линии, где оказывают психологическую помощь в условиях пандемии, привлекают далеко не всех специалистов, а только самых опытных. У них проверяют все диплоты и сертификаты об образовании, проводят собеседование.Весной, когда из-за коронавируса случился локдаун, на линии работало много психологов. Летом звонить стали реже, поэтому телефон работал с 9 утра до полуночи. Но во время второй волны снова пришлось вернуться к режиму «24 часа в сутки». Это необходимо потому, что звонят со всей страны - от Владивостока до Калининграда.- Вторая волна проходит гораздо тяжелее, чем первая, - говорит наша собеседница. – Во-первых, психологов стало меньше: многие вышли на работу. Во-вторых, люди сильно напуганы и не понимают, что будет дальше. Весной, конечно, волновались, но была определенность в голове, что немножко надо подождать и все пройдет, скоро будет лето и станет легче. Люди себя поддерживали творчеством, было много мемов, шуток на эту тему. Сейчас этого нет... Вроде бы есть вакцина, лекарство, а заболеваемость растет, много людей умирает, у людей болеет много близких. Россияне боятся, что закроют города или они потеряют работу и деньги. Еще один немаловажный фактор – у многих обострились хронические заболевания.Подумайте о старикахКто-то звонит на линию поддержки один раз, а другим требуется несколько разговоров со специалистом. Как рассказывает Инна Воронова, самые сложные пациенты – это одинокие пожилые люди и инвалиды. Для них четыре стены квартиры становятся настоящей тюрьмой.- Звонит слепая бабушка за 80 лет, у нее нет родных и друзей. И надо за что-то зацепиться, чтобы вытащить ее из депрессии, найти смысл жизни. У всех он разный: дети, спорт, творчество. Такие пожилые люди после разговора часто успокаиваются, но ненадолго. Сложно работать с теми, кто потерял из-за коронавируса близких. Звонили люди, которые даже не могли попрощаться с родными – их хоронили в запаянных гробах, - продолжает рассказ Инна. – Бывают и легкие случаи. Однажды позвонила молодая девушка, плакала, что она ничего не добилась в жизни, не самореализовалась, из-за коронавируса ее доход упал со 150 тысяч рублей в месяц до 100. А ей всего 22 года. Мы вместе повышали ее самооценку, меняли цели в соответствии с технологией «SMART».Бывает звонят на телефон доверия… тролли. Мурманчанка с весны успела вычислить уже троих. Такие люди пытаются стать актерами в невидимом для остальных театре: нагнетают ситуацию, говорят, что близки к самоубийству. И в такие моменты психолог должен быстро определить, действительно ли человек на грани или это очень не смешной розыгрыш. Часто тролли прокалываются в мелочах: начинают путаться в выдуманной истории. Но бывает, что звонящему действительно срочно нужна помощь, причем даже не психолога, а психиатра или нарколога. Такие специалисты на линии тоже работают.Иногда волонтерам надо быть мастером на все руки.- Помните пирамиду Маслоу? Если человеку нечего есть или у него болеют дети, тут уж не до спасения души. Иногда нам звонят по вопросам, которые нас не касаются. Например, весной обратилась женщина из отдаленного населенного пункта, у которой закончились дрова. Иногда просят привезти продукты. В таких случаях мы обычно связывается с разными фондами. Один раз мне звонит бабушка, 78 лет, время к часу ночи. Говорит, что у нее давление 180, а она сама… с Урала. Первая реакция - вызвать «скорую». Но страшно, что не успеют вовремя. Мой второй муж – судовой врач, грамотный и уважаемый специалист. Я ей сказала, что сейчас соединю ее с медработником. Муж, конечно, на меня покосился, но провел консультацию, подробно расспросил, какие препараты женщина принимает, какие консультации врача были ранее, сказал, что ей надо сделать. На следующий день сделали контрольный звонок - все с бабушкой было в порядке, - вспоминает Инна.Самая частая проблема, с которой обращаются звонящие, – это панические атаки. Дело серьезное – из-за них человеку становится трудно дышать, он может потерять сознание. Весной Инна вела молодую девушку, которая настолько боялась заразиться коронавирусом, что вместе с маленьким ребенком перестала выходить из дома. Муж приносил ей продукты, но она не открывала дверь даже ему. Спасти психическое здоровье девушки удалось благодаря творчеству.Помощь помогающемуТе, кому не хочется разговаривать, пишут в чат-бот в Viber. Кстати, этот способ связи популярен у подростков.- Нам часто на тренингах говорят, что мы не можем сделать все - и это нормально. Например, я никогда не буду рекомендовать, какие лекарства надо принимать, или давать юридический совет, - говорит Инна.Хотя на линии работают профессионалы, волонтеры все равно каждую неделю проходят обучение: для них проводят вебинары, круглые столы и т. д. Проходят психологи и супервизию – разбирают сложные случаи вместе с коллегами. А еще один важный момент – групповая терапия, ведь сложно не брать на себя чужую боль и быть камнем – сердца у волонтеров горячие, и им тоже нужна поддержка и помощь от профессионального выгорания.– И напоследок хотелось бы сказать: психолог не волшебник, чтобы по одному мановению руки решить все проблемы. Мы очень хотим помогать, но важно, чтобы и звонящие люди хотели что-то изменить, - говорит Инна Воронова.КОНКРЕТНОПолучить помощь волонтеров-психологов можно по телефону 8-800-200-34-11. Звонок бесплатный и анонимный. Также можно написать в чат-бот #мывместе в Viber.ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕГлава Оленегорска похвалил волонтеров, которые выгуливают собак пациентов с коронавирусом. Пока хозяева находятся на домашнем лечении, об их питомцах заботятся добровольцы (Подробности)К ЧИТАТЕЛЯМСтали свидетелем интересного события? Сообщите об этом нашим журналистам:Редакция 8 (991) 671-16-33, 8 (991) 670-27-30, 8 (902) 035-12-31Почта red@kpmk.ru