Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Экономика24 марта 2017 10:00

«Росатом» не зацикливается на ядерном цикле

На форуме NDExpo российские атомщики представили высокотехнологичные проекты и продукцию, не связанные с атомной энергетикой
На стенде UMATEX Кириллу Комарову (слева) показали армирующий углеволоконный шнур для 3D-печати.

На стенде UMATEX Кириллу Комарову (слева) показали армирующий углеволоконный шнур для 3D-печати.

Фото: Михаил ГОНЧАРОВ

«NDExpo» расшифровывается как «Высокие технологии для устойчивого развития». Главной темой форума стала Национальная технологическая инициатива - программа, обозначенная Президентом России как приоритетная. Она призвана определить наиболее конкурентные для России отрасли и технологии на мировом рынке. Специалисты уверены, что эти направления станут драйверами нашей экономики в ближайшие 20 лет. «Росатом», один из крупнейших российских технологических лидеров, представил общественности ряд своих проектов в рамках НТИ.

НОС ПО ВЕТРУ

В мире идет борьба за «ветряные мельницы». Ветрогенерация превращается в перспективный бизнес. Себестоимость киловаттов, полученных с ветряков, уверенно приближается к показателям традиционных источников энергии. Так что вопрос не в том, нужны ветропарки или нет, а в том, чтобы в отрасль пришли технологически и финансово сильные компании, способные ее развить. А в России - создать с нуля. Приход в ветрогенерацию «Росатома» - исторический шанс. Госкорпорация вступила в партнерство с одним из лидеров на этом рынке, голландским производителем ветроэлектроустановок Lagerwey, и в течение 2018 - 2020 годов построит собственные ветроэлектростанции мощностью не менее 610 МВт в Краснодарском крае и Адыгее.

- По условиям программы развития ветрогенерации минимум 65% комплектующих должны быть произведены в России. В этом году мы должны организовать локализацию производства первых компонентов: башен ветрогенераторов, гондол и ступиц. Производство разместится на площадке завода «Атомэнергомаш» в Волгодонске. А итоговая локализация у нас планируется на уровне 70 - 80%, - рассказал директор по развитию и международному бизнесу Объединенной теплоэнергетической компании (компания «Росатома») Эмин Аскеров.

Кстати, одна из самых тяжелых деталей ветрогенератора - это 53-метровая лопасть.

Сейчас ее дизайн разрабатывается под новую турбину, которую «Росатом» выбрал для российского и в перспективе - зарубежного рынка.

В начале следующего года волгодонский «Атомэнергомаш» выпустит тестовый образец лопасти, а в 2019-м - комплекты лопастей для первого ветропарка.

В их конструкции будет применяться углеродное волокно, которое было представлено как в виде полуфабриката, так и в виде готовой продукции на стенде UMATEX. Под этим брендом объединены входящие в состав «Росатома» научно-исследовательский центр и три завода по производству углеродного волокна и материалов.

- В 2015 году был открыт завод в Алабуге, который может производить 1500 тонн углеродного волокна. Его мощность в 5 раз превышает потребности российского рынка, поэтому продукция в основном идет на внешние рынки, - рассказал коммерческий директор UMATEX Group Алексей Дремучев.

В этом отражается одна из проблем внедрения инноваций. Несмотря на появление на рынке передовой, конкурентной по цене и характеристикам продукции, которая может заменить металл в строительстве и машиностроении, потенциальные потребители в России перейти на нее попросту не могут по формальным причинам. Как отметили многие участники форума, инновационным компаниям от государства нужна не столько финансовая помощь, сколько пересмотр стандартов.

Сегодня, например, Airbus-350 и Boеing-787 на 55% состоят из композитных материалов, а наши самолетостроители работают по ГОСТу, в котором категорично сказано: никакого углеволокна, только металл!

В прошлом году завод в Алабуге был загружен на 20%, в этом - на 50%, в следующем, если судить по заключенным контрактам, достигнет полной загрузки. Если будут переписаны ГОСТы и прочие документы, регламентирующие российское машиностроение, со временем вырастет и доля россиян среди клиентов завода.

Пока же российская продукция из углеволокна в мире массово представлена в виде… лыж и палок. Завод в Калужской области обеспечивает 60% мирового спроса на лыжные комплекты.

- В Подмосковье за последние годы появилось больше 15 кастомных агентств, из которых вырастают бизнесмены, начинавшие делать спортивную продукцию в гаражах. Это радует, потому что мы готовы к сотрудничеству не только с крупным, но и с малым бизнесом. Ведь он растет благодаря технологиям, что выгодно и нам, - поделился мнением Алексей Дремучев.

ЗДОРОВЫЙ БИЗНЕС

Еще одно направление «Росатома» - ядерная медицина - раскрыло новые возможности для быстрой, качественной диагностики и лечения тяжелых заболеваний. «Росатом» не только производит из изотопов фармпрепараты для онкологических больниц, но и создает сеть центров ядерной медицины. Первый из них «Росатом» открыл в Челябинске. В нем с помощью радиофармпрепаратов, которые используются при позитронно-эмиссионной томографии, врачи четко определяют контуры злокачественных образований в организме пациентов, стадию заболевания, характер лечения.

- Сейчас мы обсуждаем планы строительства центра на острове Русский на базе Дальневосточного федерального университета, в Калининграде, Подмосковье и других регионах, - рассказал генеральный директор «Росатом Хэлскеа» Денис Чередниченко.

Сейчас медицинский дивизион «Росатома» разрабатывает модель компактных циклотронов, на которых производятся радиофармпрепараты. Такие комплексы дадут возможность жителям малых и удаленных населенных пунктов пройти качественную диагностику и лечение.

По словам Дениса Чередниченко, эти решения можно предложить как России, так и другим странам. А экспорт радиофармпрепаратов - одно из самых перспективных направлений медицинского дивизиона «Росатома».

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Первый заместитель генерального директора «Росатома» Кирилл КОМАРОВ: Зачем нам это надо?

- Мы строим больше всех в мире АЭС, лидируем на рынке обогащенного урана, входим в тройку лидеров по диапазону технологий ядерного цикла. Мы растем и, наверное, могли бы не лезть в другие направления. Зачем они нам нужны?

В НИОКР (научные исследования и опытно-конструкторские работы. - Ред.) мы вкладываем 4,5% от выручки. Но если мы продолжим тратить эти 4,5% только от той выручки, которую получаем от наших традиционных продуктов, то нам этих денег не хватит на то, чтобы оставаться лидером.

Поэтому мы в своей стратегии наметили: на горизонте 2030 года получать не меньше 30% выручки от тех продуктов, которыми пока системно, как бизнес, мы не занимаемся.

КСТАТИ

На все руки принтер

В конце года «Росатом» продемонстрирует 3D-принтер нового поколения. Его особенность в том, что на нем можно будет «печатать» не только металлические изделия, но и объекты из композитных материалов. А это расширяет коммерческие перспективы проекта.

Например, принтер может пригодиться в медицине. На форуме NDExpo первый заместитель руководителя научного дивизиона «Росатома» Алексей Дуб сообщил, что потребность медицинских учреждений страны в эндопротезах составляет до 100 тысяч штук в год. Сейчас их начал производить один из дивизионов «Росатома», в перспективе эндопротезы можно изготавливать на 3D-принтере.

ПОДРОБНОСТИ

В чем сила?

Сила - в сотрудничестве: IV Форум технологий госкорпорация провела вместе с Агентством стратегических инициатив и Российской венчурной компанией. Эти организации помогают российским компаниям реализовать перспективные проекты на внутреннем и внешнем рынках высоких технологий, координируют интересы бизнесменов, ученых и государства.

На форуме не раз прозвучала мысль о том, чтобы крупные корпорации, такие как «Росатом», стали для молодых, инновационных компаний своего рода локомотивом на пути к высокотехнологичным рынкам.

«Росатом» готов к этому, но, как отметил Кирилл Комаров, «у нас слишком много направлений бизнеса, чтобы везде успеть». Помочь успеть и должны Агентство стратегических инициатив и Российская венчурная компания, которые возьмут на себя роль проводника для инновационных компаний.

Сам «Росатом» уже работает в большинстве направлений, выбранных для НТИ как базовые. Это ядерная медицина, «зеленая» энергетика, судостроение, безопасность, станкостроение, робототехника, опреснение воды, искусственный интеллект, аддитивные технологии (создание модели будущего продукта не по принципу Микеланджело - «беру кусок мрамора и отсекаю все лишнее», а наоборот - путем добавления материала с помощью 3D-принтера).