Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Общество19 января 2017 12:10

Как Сергей Королев спас планету от ядерной войны

В этом году наша страна отмечает 110 лет со дня рождения знаменитого конструктора [аудио]
Гениальность Королева заключалась в том, что н умел принимать решения и определять, что главное

Гениальность Королева заключалась в том, что н умел принимать решения и определять, что главное

Фото: ТАСС

О том, каким был в жизни отец советской космонавтики, что скрывалось за парадным фасадом большой звездной гонки мы поговорили писателем и журналистом Владимиром Губаревым - одним из первых космических летописцев. В 60-70 годах он работал в отделе науки «Комсомольской правды» был лично знаком с Королевым, Гагариным и другими главными героями покорения космоса и сам являлся непосредственным свидетелем ключевых событий этой эпопеи.

ПОЧЕМУ МЫ ВЫИГРАЛИ У АМЕРИКАНЦЕВ

- Владимир Степанович, можете сформулировать, в чем заключалась гениальность Королева?

- Он умел принимать решения и определять, что главное. Вы думаете кого-то волновало покорения космоса? Ничего подобного! Все было подчинено интересам военных. Никто бы на полеты денег не дал. Знаете, как полетел первый спутник?

- Это даже в учебниках написано...

- А теперь слушайте, как было на самом деле. В августе 1957 года стреляли ракетой в Тихий океан. Тренировались. И тут Королев задает вопрос: а зачем мы это делаем? Давайте поставим на ракету спутник и будем стрелять в космос: убьем сразу двух зайцев. Военные не стали сопротивляться. Запустили спутник, но никто не понимал, что произошло. Если посмотрите газету «Правда» за 4 октября, там на второй полосе небольшая заметка. Написано: в рамках международного геофизического года запущен первый искусственный спутник Земли. Все. Никаких передовиц, никакого шума. И только после того, как эта новость взорвала весь мир - спутник показал, что русские создали ракету! - в стране начали понимать масштаб события. Одним из первых это сообразил Хрущев. В тот же день он позвал к себе Королева и сказал: «Скоро 7 ноября, что можете сделать к годовщине революции?» А это уже через месяц - что тут успеешь сделать?! Но Сергей Павлович был мудрый мужик, отвечает: «Ну, можем запустить в космос собачку». Оказывается, Королев втихаря уже 10 лет на полигоне Капустин Яр отрабатывал вертикальные пуски ракет с собаками. И у него уже был готовый контейнер. Он знал, что рано или поздно время космоса придет. И он должен встретить этот момент во всеоружии.

Мы поговорили писателем и журналистом Владимиром Губаревым. Фото ТАСС/ Михаил Метцель

Мы поговорили писателем и журналистом Владимиром Губаревым. Фото ТАСС/ Михаил Метцель

- Выходит, космос это побочный продукт гонки вооружений?

- Конечно! Так же было и с первым полетом человека в космос. Что такое космический корабль «Восток»? Это спутник для фоторазведки. Ведь первый наш снимок из космоса, это снимок Пенгатона. И Сергей Павлович его всем показывал: смотрите, что мы можем! В итоге было решено создать корабль «Восток» для того, чтобы поставить фотографическую аппаратуру, снимать объекты на территории Америки, а потом его сажать с этой аппаратурой. Чтобы вы понимали, «Восток» это металлический шар, который для полета человека изначально не был приспособлен. Потому что там перегрузки при посадке достигают 12 единиц, а уже при 10 человек теряет сознание. Делать корабль с управляемым спуском, как это делали американцы? Сергей Павлович считал, что тогда мы отстанем на 3-4 года - ведь мы тратили денег раз в 10 меньше, чем Штаты. Забегая вперед, так оно и оказалось, наш «Союз» с управляемым спуском полетел только через 6 лет после американского «Меркурия». Но Королев придумал выход: мы найдем тренированных ребят, которые выдержат эти перегрузки. И они должны быть невысокого роста, чтобы поместиться в этот шар. Поэтому под видом того, что разрабатывается разведывательный корабль для съемок Земли (а это щедро финансировалось военными) готовился полет Гагарина. В результате разведывательный корабль так и не полетел, а пошел «Восток» с человеком на борту. Потому что политическому руководству страны стало ясно: надо опережать американцев. И мы их опередили на 20 дней, благодаря гению Королева!

Первый советский искусственный спутник Земли

Первый советский искусственный спутник Земли

Фото: ТАСС

- Получается, мы выиграли у США космическую гонку за счет качества «человеческого материала»?

- Скорее, за счет мобилизационных возможностей страны. Приведу такой пример: однажды одному из руководителей советского атомного проекта Юлию Борисовичу Харитону потребовалось много ртути для эксперимента. Ее собирали по всему СССР. И три года страна жила без термометров. Смогли бы это организовать американцы?

ОН НЕ БОЯЛСЯ ШАНТАЖИРОВАТЬ ХРУЩЕВА

- Вы говорите, что Королев умел принимать решения...

- Да. Характерный пример это посадка на Луну. Тогда еще о нашем спутнике знали мало и никто не понимал, как будет садиться автоматическая станция. Потому что одни астрономы говорили, что поверхность Луны твердая. Другие считали, что она мягкая, поскольку сверху ее покрывает слой пыли толщиной в 10 метров, а значит аппарат утонет. Назначили большое совещание. Несколько часов судили-рядили, ни к чему не пришли. Тогда встает Королев и говорит: «Луна твердая». Скептики разводят руками: где гарантии? Сергей Павлович берет листок бумаги и пишет: «Луна твердая» и ставит свою роспись - вот вам гарантия.

- Что же его убедило?

- Ничего. Просто у него был аппарат, который мог сесть только на твердую поверхность. И если бы Луна была мягкой эта работа не имела бы смысла. Несколько лет жизни коту под хвост.

- Но ведь он мог ошибиться?

- Он готов был отвечать за свои ошибки.

Сергей Королев с собакой Стрелкой, которой предстоит полет в космос

Сергей Королев с собакой Стрелкой, которой предстоит полет в космос

Фото: ТАСС

- Королев прошел арест, лагеря... Он осторожничал в отношениях с начальством - первыми лицами страны?

- Он был пуганый волк и мало чего боялся. В том числе не боялся отстаивать интересы дела перед людьми, которые решали судьбы планеты. Вы знаете, что спасло нас в момент Карибского кризиса, когда мир оказался на пороге ядерной войны? На гагаринском старте - стартовом столе, стояла ракета, которая должна была вывезти марсианскую станцию «Марс-1». Я был тогда на «Байконуре» от «Комсомольской правды», готовил материал о пуске. Мизансцена такая: несколько человек во главе с Келдышем играют в преферанс. В это время приходит срочный приказ Министерства обороны – снять марсианскую ракету со старта и поставить на стартовый комплекс ракету с термоядерной боеголовкой, нацеленной на Нью-Йорк. Черток, зам Королева, бегает - пытается связаться с Сергеем Павловичем, но спецсвязь уже вырублена. Келдыш его успокаивает: «Не волнуйся, мы испаримся быстрее, чем успеем испугаться. Потому что Америка первый удар нанесет по нам». Наконец, по городскому телефону удалось дозвониться Королеву в Москву. Тот находит Хрущева в Средней Азии и начинает убеждать: марсианскую ракету снимать нельзя! Никита Сергеевич не очень понимает в чем дело, но под напором Королева отдает военным приказ оставить ракету. Потом я читал, что в этот же самый момент президент Кеннеди, у себя в кабинете обсуждал с соратниками возможность ядерного удара по СССР. Он говорил: «Мы мощнее Советов в 100 раз и можем уничтожить у них сто городов. Но разведка докладывает, что у них стоит ракета, нацеленная на Нью-Йорк. А значит, игра не стоит свеч». Он не знал, что ракета, которая напугала США, предназначена для полета на Марс. Однако ее демонстрации хватило, чтобы остановить американцев. А наших военных остановил Королев. Ядерная война была предотвращена.

- Если бы не смерть Королева, мы могли бы выиграть у американцев и битву за Луну?

- Нет, уже ничего нельзя было изменить. Я сам несколько раз слышал от Сергея Павловича, что нам уготовано почетное второе место. На Луну мы технически не могли полететь. Ресурсы страны оказались уже выжаты, промышленность была не способна делать более мощные машины.

ЖЕНЩИНАМ НЕ МЕСТО НА ПУСКОВОЙ ПЛОЩАДКЕ

- Говорят, Королев был суеверным человеком. Запрещал появляться на стартовой площадке женщинам. Никогда не запускал ракеты в понедельник...

- Да, действительно не запускал. Но не из-за суеверия. А потому что не смотря на сухой закон на космодроме в воскресенье работяги обязательно выпивали. Следовательно понедельник, по известным причинам, был днем тяжелым. Поэтому важные дела лучше на этот день не планировать. А женщин на старте не мог терпеть по другой причине. Представьте солдат, которые месяцами сидят в степи на стартовых площадках. И тут появляется нечто в юбке! Тут уже не до ракеты - природу не обманешь. Кстати, из-за этого произошла трагедия с ракетой Янгеля в октябре 1960 года, когда погиб маршал Неделин и еще около ста человек. Там было несколько расчетчиц, которых допустили на старт. И одна из женщин включила датчик второй ступени из-за чего рвануло топливо.

Первый космонавт Земли Юрий Гагарин и конструктор Сергей Королев

Первый космонавт Земли Юрий Гагарин и конструктор Сергей Королев

Фото: ТАСС

- На следующий день после полета Гагарин проснулся знаменитым. А Сергей Павлович, успел погреться в лучах всенародной славы?

- Нет, он же был засекречен. Даже свои научные статьи вынужден был подписывать псевдонимом профессор К. Сергеев. Впервые его имя стали упоминать публично уже после смерти.

- Какая зарплата была у Королева?

- Как академик он получал меньше, чем министр. Самая высокая зарплата в Советском Союзе была у президента Академии наук СССР – 2500 рублей. Председатель Совета министров получал 1200 рублей. После него – Генеральный секретарь. Думаю, Королев получал приблизительно рублей 500 в месяц. Насколько я знаю, на сберкнижке у него после смерти оставалось 17 рублей 50 копеек.

- Материальная сторона жизни его интересовала?

- Думаю, что он был достаточно обеспечен по тем временам. После запуска искусственного спутника всем главным конструкторам подарили дачи в Раздорах. А Королев попросил поближе к работе. Ему построили дом в Останкино, там где сейчас находится мемориальный музей. Но в доме не было никаких излишеств. У Сергея Павловича был служебный самолет, он на нем летал на космодром и обратно. В другие места он не имел права летать.

- В своей книге вы назвали Королева и окружающих его людей представителями поколения великих мечтателей. Какими чертами обладало это поколение?

- Они верили, что невозможное возможно. Тогда время было такое: казалось, что можно решить любую задачу. Тут есть очень важный момент: большие люди появляются только тогда, когда страна ставит большие задачи. Бывают иные времена, когда считается, что самое важное - это жить сытно. Но жить в такие времена скучно.

ВОПРОС-РЕБРОМ

За что сидел Королев?

Сергей Павлович был арестован в связи с делом Тухачевского. Когда маршала заподозрили в заговоре против Сталина под удар попал Реактивный институт - детище Тухачевского. Королева обвинили во вредительстве и 25 сентября 1938 года он был внесен в расстрельный список, который завизировал Сталиным. Однако Коллегия Верховного суда приговорила Сергея Павловича к 10 годам лагерей. Конструктор попал на золотые прииски Колымы откуда его вытащили благодаря помощи знаменитых летчиков - Героев Советского Союза Валентины Гризодубовой и Михаила Громова. Записка Громова открыла перед мамой Королева Марией Николаевной двери кабинета председателя Верховного суда. Тот отправил дело Сергея Павловича на повторное рассмотрение. В итоге из лагеря Королева перевели в «шарашку», которой руководил так же осужденный конструктор Туполев.

- Есть версия, что избиения, которым Королев подвергался во время допросов в НКВД сыграли роковую роль в ходе операции, которую делали светила медицины. Следователи сломали Королеву челюсти в двух местах и он не мог широко открывать рот. Поэтому во время операции ему не могли корректно вставить трубку, для интубационного наркоза. В результате у великого конструктора прямо на операционном столе остановилось сердце...

- Королева действительно страшно били, - отвечает Владимир Губарев, - А в лагере он едва не погиб, его чудом вытащили с того света. Но умер он не из-за переломов. Я однажды приехал к профессору Борису Васильевичу Петровскому, который оперировал Королева и спросил его об этом. Он сказал, что сделать никто ничего уже не мог. Когда вскрыли, у него опухоль была почти с кулак - саркома, кровотечение непрерывное. Петровский говорит,что эта история с наркозом - неправда.

КСТАТИ

Первый человек, похороненный на Луне?

Урна с прахом Королева захоронена в Кремлевской стене. Но существует легенда, что после кремации космонавты Гагарин и Комаров выпросили часть праха конструктора с тем, чтобы отправить его в специальным аппаратом на Луну. Однако вскоре Гагарин и Комаров погибли и контейнер с прахом Королева затерялся. Так ли это?

- Здесь возникла путаница, - поясняет Владимир Губарев. - Вместе с Юрой мы стояли в почетном карауле рядом, когда хоронили Королева. Я видел, как Гагарин плакал. Королев не думал о смерти и никакого распоряжения на этот случай не оставлял. В действительности просьбу отправить собственный прах на Луну высказывал соратник Королева Валентин Петрович Глушко. Он похоронен на Новодевичьем кладбище. Но часть его праха хранят до сих пор, чтобы доставить его на поверхность спутника Земли.

ПРОЧИТАНО У КЛАССИКА

Ярослава Голованов о личных тайнах конструктора

Другой знаменитый корреспондент отдела науки «Комсомолки» - Ярослав Голованов, еще при жизни Королева стал его официальным биографом. В 2007 году была издана книга Ярослава Кирилловича «Королев. Факты и мифы», которая считается самым достоверным источником о жизни ученого. Вот несколько отрывков из нее.

ДЕТСТВО СЕРЕЖИ

«...В его сердце была и всю жизнь болела маленькая ранка, которая не заживает у сыновей, не помнивших отцов (родители разошлись, когда Сереже было 3 года, первое время его воспитывал дед - авт)... Когда маленький Сережа готовился поступать в приготовительный класс он написал сочинение «Дедушка». Совсем коротенькое: «Дедушка мой был давний охотник. Жил он в своем доме. Там был огромный дом и большой сад. Двор весь зарос травой. Около ворот была собака». Вот в этом доме, на траве этого двора и прошло его одинокое странное детство... Его никогда не выпускали за калитку - таков был приказ Марии Николаевны: она боялась, что Павел Яковлевич в ярости своей может выкрасть Сережу. Мальчик не знал, как живут люди за забором».

ЗНАКОМСТВО СО ВТОРОЙ ЖЕНОЙ

Нина Ивановна была переводчицей с английского. Весной 1947 года ее попросили перевести статью для Королева. Дальше ее рассказ передает Ярослав Голованов: «И вот он стал меня вызывать все чаще и чаще. Как-то кладу перед ним перевод, он читает, а сам... берет меня за руку. Я руку отвожу. Помолчал. Спрашивает:

- Что вы делаете в воскресенье?.. Не возражаете отдохнуть вместе?

- А что вы имеете в виду?

- Ну... пойдем в ресторанчик... потанцуем...

- Я не люблю рестораны, но пойдемте, - говорю я, - только куда-нибудь подальше от города...

Его шофер отвез нас в Химки. Гуляли по набережной у Речного вокзала. Потом обедали в ресторане. Немного выпили. И вдруг он так откровенно начал мне рассказывать о своей жизни, о Германии, о семье, в которую решил больше не возвращаться... Я даже растерялась: мы ведь познакомились совсем недавно...

Когда возвращались в Подлипки, спросил, куда меня отвезти. Назвала адрес. К огромному нашему удивлению, оказалось, что мы живем не только в одном доме, но и в одном подъезде: квартира моей мамы - на первом этаже, а Королева - на втором. Поднялись к нему. Что теперь лукавить: я осталась у него в тот первый наш вечер. И, как оказалось, на всю жизнь... Мне было 27. Ему - 40».