Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество23 июля 2016 20:08

Большое приключение в Карелии

Корреспондент «КП» несколько дней провел в детском лагере Дмитрия и Матвея Шпаро [фото]
В «Большом приключении» каждый день что-то происходит. Одни группы приезжают, другие едут домой

В «Большом приключении» каждый день что-то происходит. Одни группы приезжают, другие едут домой

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Ночь в поезде, и мы в Петрозаводске, отсюда еще пять часов по не самой плохой дороге, и перед нами старинный карельский поселок Тикша. Дальше водитель микроавтобуса "Фольксваген" ехать отказывается, бережет подвеску.

- Где тут порыбачить можно, не хочу обратно ехать, лучше тут вас подожду.

- Что, все три дня ждать будете?

- А смысл обратно ехать?

Приехавший за нами на «Газели», завхоз лагеря Василий Адамович выдает водителю секреты рыбных мест. Мы грузимся и через несколько километров тряски в кузове оказываемся на берегу озера в лагере «Большое приключение» Дмитрия и Матвея Шпаро.

С погодой нам повезло, моросит мелкий дождик и прохладно. «В чем тут везение?» мог бы спросить человек никогда не бывавший на русском севере. Да в том, что в такую погоду местные комары жрут тебя гораздо меньше.

Никто от простой еды нос не воротит - вот что свежий воздух и тренировки с детьми-то делают

Никто от простой еды нос не воротит - вот что свежий воздух и тренировки с детьми-то делают

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

- У нас такой случай был, - рассказывает сотрудник лагеря, - один ребенок сразу после отдыха у нас, отправился в лагерь в Анапу. Местный доктор посмотрел на него, заметил красные пятна и тут же отправил в карантин со страшным диагнозом «чесотка». Напугал родителей, те давай звонить нам. Мы их успокаиваем, мол, пускай получше приглядится, может это от комаров следы, может почудилось что ему. И точно! Не знает ничего их лекарь про северные реалии.

- Ну а другую живность не боитесь? Медведи, слышал, тут у вас ходят... - пытаю его.

- Да какие медведи, у нас тут шестьдесят семь сибирских хаски живет. Медведи их чуют и даже близко подходить боятся.

- Зачем вам столько? Ну, наверняка же не только от медведей обороняться?

- Они у нас тут для пеших прогулок. Дети с собаками в походы ходят.

В «Большом приключении» каждый день что-то происходит. Одни группы приезжают, другие едут домой. Кто-то приходит из пятидневного похода, кто-то только уходит. Самые маленькие восьмилетние дети живут в новеньких домиках, кто постарше - в палатках. Предельный возраст - 17 лет. На каждый отряд из десяти детей приходится двое взрослых - вожатый и инструктор. Вожатый сопровождает детей всю дорогу из Москвы и обратно, а инструктор, более опытный наставник, берет руководство над группой уже в лагере. Кульминацией смены становится многодневный (новички на 5 дней, более опытные подростки на 12 дней) поход в лес, до этого момента с детьми проводится множество тренингов, чтобы сколотить из них настоящую команду.

С собаками дети ходят в походы

С собаками дети ходят в походы

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Ужин. Сегодня дают кашу. С удивлением наблюдаю, как поколение фастфуда уминает ее за обе щеки, никто не воротит нос, кто-то даже просит добавки. Вот что свежий воздух и тренировки с детьми-то делают!

После ужина идем в домики к самым маленьким. Одно из испытаний для них - это собственноручная готовка блинчиков. На террасе мальчишка с улыбкой докладывает родителям в телефон, как весело он тут проводит время.

Одно из испытаний для самых маленьких - это собственноручная готовка блинчиков

Одно из испытаний для самых маленьких - это собственноручная готовка блинчиков

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

- Рекомендую вам попробовать со сметаной или с джемом, - подходит ко мне паренек с бабочкой на шее. Он сегодня играет роль официанта, а домик превратился в импровизированный ресторан.

- А давайте, наверное, с джемом.

- Тогда с вас стихотворение. - указывает он мне на написанное детской рукой меню.

Зачитываю Пушкина с выражением. Мальчишка в костюме официанта отправляется к мальчишке в костюме повара и приносит мне блин. Вкусный.

- Эт что, - шепчет мне вожатый. - Тут одна девочка вернулась в Москву, зашла на кухню и заявила маме, что та может отдохнуть, а она ей сама ужин приготовит. Мама так растрогалась, что сразу ей еще на одну смену путевку купила.

Не прошли даром командные тренинги

Не прошли даром командные тренинги

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

На второй день мы отправились к ребятам, которые уже несколько дней пребывали в походе, где отрабатывали прохождения порогов быстрой речки. Около часа наша «Газель» трясла нас по лесным дорогам и в итоге вывезла на полянку.

- Морковка! - кидает девушка оранжевый мешок с веревкой инструктору. Ребята отрабатывают технику спасения утопающих.

- Поймал! - кричит ей тот и кидает его обратно.

- Морковка! - опять кидает мешок уже парень. Мешок пролетает мимо инструктора.

- Промах! - констатирует тот. - Кто не попал — на второй круг.

Несколько парней, тем временем берут катамаран и несут его к речке готовиться к сплаву. Что-то даже поют по дороге. Потом берут второй такой же, на котором будут сплавляться их товарищи. Заботятся. Видимо, не прошли даром командные тренинги. Да и в группе собрались ребята, которые второй раз в лагере и знают особенности этого дела. Опытные, короче.

Пока на берегу идет подготовка к сплаву, я отправляюсь к порогу вверх по течению, выбираю точку съемки, сажусь на камушек у воды и зависаю. Карелия! Красотка! Вокруг зеленый лес, прямо у воды стволы деревьев растут из горной породы. Огромные камни рядом со мной все покрыты мхом. Шумит речка и в голове только этот шум. С полчаса я так в задумчивости и просидел. Тем временем вижу что ко мне приближается катамаран.

Мы отправились к ребятам, где отрабатывали прохождения порогов быстрой речки

Мы отправились к ребятам, где отрабатывали прохождения порогов быстрой речки

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

- Как же я вас всех люблю! - нарушает шум речки крик инструктора, и он выпрыгивает в холодную воду, спасение утопающих отрабатывают на нем.

Ребята успешно затаскивают его обратно и улыбаются — они-то сухие. Но дальнейшие упражнения — учебный переворот катамарана. Торжествует справедливость, и мокрые уже все участники образовательного процесса.

После нескольких повторений этих упражнений ребята идут в лагерь к костру, развешивают свои вещи, начинают готовить себе еду. Я же решаю немного попытать их наставника. Антону 22 и он с десяти лет занимается сплавами, выучился на электромеханика, заочно учится на педагогическом, прошел курсы инструкторов и теперь тренирует детишек. Для него это скорее увлечение жизни, которое перетекло в работу.

- Слушай, - говорю. - Ну вот у тебя здесь десять детей, как ты умудряешься за ними уследить?

- Постоянное внимание. - пожимает он плечами. - Поначалу пересчитываешь их по головам, а потом, привыкаешь и уже знаешь точно где находится какой ребенок. Это со стороны кажется, что инструктор просто сидит и залипает на пламя костра, на самом деле дети у меня постоянно на контроле, от подъема до отбоя.

- Но это же большая ответственность, вот если бы ты был просто спортсмен, и тебе бы не нужно было наблюдать за всякими детьми, и ты бы отвечал только за свое здоровье, это же было бы проще?

- Да нет, все равно, когда ты простой участник похода и никакой юридической ответственности не несешь, ты постоянно бережешь себя, ибо если ты повредишься, то команда сойдет с маршрута, или, не дай бог, тебя придется транспортировать на себе, и у твоих товарищей будет очень много проблем.

Карелия! Красотка!

Карелия! Красотка!

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Тем временем в лагере на костре поспевает суп. С нами делятся мисками, а мы отдаем ребятам запасы своей колбасы и сыра, да пряников пакет — вся наша еда, которую мы брали с собой.

- Сейчас я вам рыбу поймаю! - кричит четырнадцатилетний Тимоха, собирая спиннинг.

Тимоха живет в Москве и уже второй раз в этом лагере. Отправляюсь с ним к речке.

- Ну, - говорю, - рассказывай, как ты тут очутился?

- Отец год назад спросил, не хочу ли я сюда съездить, а я и согласился. Во второй раз уже попросился сам.

- Эти ребята, Дмитрий и Матвей Шпаро, которые все тут организовали, каждый год отбирают участников в поход на Северный полюс, не хочешь попробоваться?

- Нет, - морщится. - Там холодно очень. Не люблю холод.

- Но ведь полюс, это же так круто. Расскажешь друзьям, обзавидуются.

- Да, что им полюс, - машет рукой, - они и сюда-то ехать не хотят. Вот, если бы я в Диснейленд съездил, тогда бы они спрашивали, что там и как.

С детьми проводится множество тренингов, чтобы сколотить из них настоящую команду

С детьми проводится множество тренингов, чтобы сколотить из них настоящую команду

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Вечер.

Я уломал уже знакомого завхоза Василия Адамовича, который, кстати, работает в лагере с момента его открытия, свозить меня на лодке, на рыбалку. Вид на природу, которая окружает этот лагерь с воды озера в лучах заката был еще поэтичнее, чем с камушка возле реки. Мы подплывали к рыбному месту, Адамыч закидывал один раз спиннинг, вытаскивал, говорил, что тут рыбы нет и мы плыли дальше. В каких-то местах Адамыч сразу вытаскивал щуку от килограмма до двух, говорил что маленькая, и мы ехали к новому месту, чтобы один раз закинуть спиннинг.

- Какие-то вы тут избалованные рыбаки в Карелии! - подметил я.

- Ты лучше расскажи, что там в мире происходит? Ты же ближе там.

И мы продолжили рыбалку под разговоры, которые обычно замхнув сто грамм ведут мужчины на кухне. Только без ста грамм. Алкоголь и сигареты в детских лагерях запрещены.

Людмила Сорокина, заместитель директора лагеря, психолог

Людмила Сорокина, заместитель директора лагеря, психолог

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Людмила Сорокина, заместитель директора лагеря, психолог.

Как подготовить ребенка к жизни в лагере

- Очень важно, чтобы ребенок был готов общаться с другими детьми, не доводить до того, чтобы ребенок постоянно ходил за ручку с мамой или бабушкой. Во-вторых, ребенок должен быть готов к сложностям, родители часто, когда видят, что ребенок упал, начинают его опекать и придавать этому чрезмерно большое значение. Ребенок должен уметь сам справляться со всеми мелкими трудностями, с которыми он может здесь столкнуться. Мама должна лишний раз проговорить, что ребенок там будет десять дней без нее, и что если он заскучает — постараться это перетерпеть. Когда дети звонят домой, важно не накручивать и не пугать их, чтобы они не переживали. На днях ребенок расплакался, потому что боялся шторма, про который ему рассказала по телефону мама, хотя никакого шторма в тот день не ожидалось. Часто дети начинают скучать по родителям, хотят домой и не готовы воспринимать программу, поэтому задача инструктора, который работает с самыми маленькими детьми быть для них одновременно и мамой и няней.