Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Общество14 июня 2016 13:45

Кто и почему замял дело по гибели группы Дятлова

Друзья ивдельского следователя Владимира Коротаева, который первым взялся за трагедию, рассказывают, как шло следствие
Владимир Коротаев первым взялся за расследование таинственной гибели группы Дятлова.

Владимир Коротаев первым взялся за расследование таинственной гибели группы Дятлова.

Напомним, зимой 1959 года в горах Северного Урала пропали девять туристов, ушедших в поход под руководством Игоря Дятлова. Через месяц спасатели обнаружили их разрезанную палатку. А в радиусе полутора километров от нее - пять замерзших тел. Трупы остальных нашли только в мае. Почти все туристы были разутые и полураздетые. У некоторых - смертельные травмы. До сих пор не разгадано, почему ребята убежали на лютый мороз и на свою погибель.

ПРОТОКОЛЫ НЕ СОХРАНИЛИСЬ

Известно, что первым следователем по уголовному делу являлся Владимир Коротаев. Он умер в июле 2012 года. В свое время Владимир Иванович рассказывал журналистам, что он был причастен к расследованию странной смерти туристов, но его отстранили от дела, когда он предположил, что ребята погибли в результате военных испытаний.

Вот что рассказывал Коротаев газетчикам:

«О результатах вскрытия я срочно доложил членам правительственной комиссии, которые в то время пьянствовали в Лозьве. Но новые данные оказались никому не нужны: всех устраивала версия гибели студентов от замерзания. Вскоре я был отстранен от расследования» («АиФ-Урал», № 5, 2004 г.).

Расследуя гибель туристов, Владимир Иванович, очевидно, допрашивал свидетелей, заполнял соответствующие протоколы, которые должны были сохраниться в уголовном деле. Должны были, но не сохранились.

ВЫЗВАЛИ НА РАЗГОВОР В КГБ

Юрий Георгиевич Привалов был другом Коротаева. Они вместе учились в школе, общались при жизни и даже были соседями по даче. Сейчас Юрий Георгиевич живет в Москве, где мы и встретились с ним.

- В 1959 году, когда на Северном Урале погибли туристы, по городу поползли разные слухи, - вспоминает Привалов. - Якобы, были какие-то испытания и ребята стали жертвами. Помню, что мы много об этом говорили. И случайно я узнал, что расследованием занимается мой школьный друг Володя Коротаев. Он был на два года младше меня, работал где-то на севере и мы с ним тогда не пересекались. Но в августе 1959 года вдруг встретились в клубе родной деревни Камышево. Я стал расспрашивать его о том случае. Володя был краток. Он сказал, что над перевалом пролетали какие-то огненные шары, происхождение которых неизвестно. Он допрашивал манси, но те были не причастны к гибели. А когда Коротаев стал выстраивать какие-то версии, то его вызвали на разговор в местное управление КГБ и попросили написать, что туристы погибли от переохлаждения. Володя не согласился, тогда его убрали из следственной группы и передали дело криминалисту Льву Иванову.

Спустя несколько лет, по словам Привалова, Владимир Коротаев посмотрел уголовное дело в архиве областной прокуратуры и был удивлен тем, что там не было многих документов, которые он составлял лично.

Прошли годы и Коротаев встретил Льва Иванова, который к тому времени уже служил прокурором Кустанайской области в Казахстане.

Коротаев спросил бывшего коллегу, почему так странно прекратили дело. Иванов ответил просто: «Я оформил акты гибели так, как от меня требовали».

БЫЛ В МУРМАНСКЕ СЛУЧАЙ

В 1970-х годах старшего следователя прокуратуры Свердловской области Коротаева пригласили в Москву. Под руководством следователя по особо важным делам прокуратуры РСФСР Ладейщикова ему предстояло работать над одним из эпизодов весьма запутанного дела. Напарником Коротаева был старший следователь прокуратуры Липецка Борис Уваров. Вот что вспоминает Борис Иванович:

- В 1958 году Коротаев окончил Свердловский институт и был распределен в какую-то районную прокуратуру, но надолго там не задержался. Поссорился с прокурором из-за того, что тот пытался через Коротаева некую аферу провести. Володя возмутился, разругался с начальством в пух и прах. И после был перераспределен в Ивдель, где и проработал более 10 лет.

- Как вы познакомились?

- В 1973 году мы оба были командированы Москву. Тяжелейшее дело у нас было, но интереснейшее. Сотрудники КГБ поймали американского шпиона по фамилии Кухиев. Он сидел в Лефортовской тюрьме. Его обвиняли в том, что он, будучи работником одного института, сфотографировал карту местности, где был проложен секретный нефтепровод. Эту фотографию он должен был передать иностранному агенту при входе в ГУМ. Один шпион идет в потоке из магазина, а другой - во встречном. И в момент передачи фотографии обоих ловит наружка. Но наше дело было не это. Этот Кухиев дружил с некоторыми работниками прокуратуры РСФСР и во время допросов стал рассказывать о преступных связях с этими ребятами. Он, оказалось, в свое время работал в милиции. И тогда он вместе с прокурорскими гробил иные дела, которые им были невыгодны.

Все эти эпизоды и предстояло расследовать Ладейщикову и нам, как его помощникам. Стали мы поднимать дела, которые были угроблены, а самих виновников арестовывать. Нам с Коротаевым выпал эпизод, который произошел в Мурманске. Там в зоне строгого режима сидел некий молодой азербайджанец. Родом он был из зажиточной семьи виноделов. Работать не хотел, постоянно бедокурил. Пять раз его привлекали за разное. А когда в шестой раз азербайджанские милиционеры пытались его задержать, он стал сопротивляться и в борьбе откусил палец одному из правоохранителей.

- Укусил за палец?

- Нет, лишил его пальца. Так как в прежние разы влиятельная мать всегда сынка из камеры вытаскивала, то в этот раз решили его сослать в Мурманск. Тогда родственники попытались освободить своего бедокура через прокуратуру РСФСР. Чтобы замять это дело, одному из прокуроров дали взятку в 3 000 рублей. Вот по этой взятке мы с Коротаевым и работали.

НЕ ДАВАЛО ПОКОЯ

- Каким Владимир Иванович был следователем?

- Коротаев отличался умением получать признательную информацию.

- Выбивал показания?

- Нет. Что вы?! Он работал как психолог. И вообще он был одним из немногих, кто умел по-настоящему заниматься следствием. В Ивделе он раскрыл десятки убийств, его за это ценили.

- Известно ли, как он работал по делу группы Дятлова?

- Многих подробностей по этому расследованию я не знаю. Но когда Коротаев рассказывал мне о нем, то я чувствовал, что оно не дает ему покоя. Он начинал это дело, выезжал на место происшествия.

- Но в деле нет ни одного документа, подписанного Коротаевым!

- Дело точно было поручено Коротаеву. И отсутствие материалов за его подписью свидетельствует о том, что кто-то был заинтересован в том, чтобы первичные документы не сохранились. Группа погибла при загадочных обстоятельствах. Он был уверен, что к этому причастны военные.

- И?

- И всё! Едва он заикнулся об этом, дело у него забрали и передали прокурору-криминалисту Льву Иванову, который входил в состав следственной группы.

- Непонятно, как можно забрать дело?

- Запросто. У меня в свое время отняли дело по убийству Листьева (подробно читайте http://www.kp.ru/daily/26526.7/3542685/). Понимаете, Коротаев был честный следователь. Он ведь даже в партию не вступал, не хотел ни от кого зависеть. И он никогда не присваивал себе чужих заслуг.

ОТ АВТОРОВ

Последние сомнения в том, что Коротаев, действительно, был причастен к делу группы Дятлова, развеял Евгений Окишев. В 1959 году он был заместителем начальника следственного отдела прокуратура Свердловской области (http://www.kp.ru/daily/26120.4/3013200/). Вот такой разговор у нас с ним состоялся примерно месяц назад.

Последние сомнения в том, что Коротаев, действительно, был причастен к делу группы Дятлова, развеял Евгений Окишев (на фото).

Последние сомнения в том, что Коротаев, действительно, был причастен к делу группы Дятлова, развеял Евгений Окишев (на фото).

- Евгений Федорович, Вам фамилия Коротаев о чем-нибудь говорит?

- Конечно. Владимир Коротаев был следователем ивдельской прокуратуры.

- Говорят, что он начинал следствие по гибели туристов?

- Да. Именно от него мы узнали об этом случае.

- Каким образом?

- Он позвонил в следственный отдел и сообщил, что в горах Северного Урала пропали лыжники. Идут поиски, найдены первые трупы.

- Что было дальше?

- Дальше мы подключились к расследованию. Иванов вылетел в Ивдель.

- Коротаев рассказывал, что его отстранили от следствия.

- Про это я ничего не знаю.

Если вы вдруг владеете какой-то важной на этот счет информацией и не боитесь обнародовать ее, то напишите нам по адресам: konata@kp.ru, vars@kp.ru или позвоните по телефону: (495) 637-65-01 (доб. 2291).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Тайна перевала Дятлова по версии ЦК КПСС: Причиной гибели туристов стал... ураган

За три года расследования этой трагедии мы ясно поняли: тайну о произошедшем на перевале Дятлова хранят не столько люди, сколько документы, вынуть и прочитать которые крайне трудно (подробности)