Премия Рунета-2020
Пермь
+1°
Boom metrics
Общество6 марта 2016 5:00

Великие романы царской России: от пермских красавиц мужчины сходили с ума

Они становились хранительницами семейного очага или музами знаменитых писателей, но всегда оставались прекрасными женщинами
Владимир ГЛАДЫШЕВ

Похищенная невеста генерала Каппеля

В старые годы в Перми существовала такая традиция: молодые влюбленные женихи похищали своих избранниц сердца – с их согласия. Примеров тому история знает немало, вот один из самых ярких. Молодой поручик уланского полка увидел на балу в пермском Благородном собрании юную красавицу, выпускницу Мариинской гимназии. Слово за словом, танец за танцем – и они влюбились друг в друга без памяти! Владимира Каппеля не назовешь писаным красавцем, но было в нем нечто неотразимое, влекущее. Блестящий улан, галантный, остроумный, с большим

будущим. Его избранница Оленька Строльман, большеглазая, круглолицая, свежая, как бутон розы, признавалась потом, что она оказалась под обаянием серо-голубых глаз своего партнера по вальсам и полькам.

Вскоре после губернского бала Владимир Каппель пришел знакомиться с родителями Оленьки и… попросил руки их дочери. С места в карьер! И наткнулся на неожиданный отказ. Отец Ольги, действительный статский советник, горный начальник Пермских пушечных заводов, опасался этого внезапного союза, ему было еще совсем непонятно, выйдет ли толк из молодого офицера, надежный ли он человек.

Но отказ только распалил желание жениха. Он решил похитить свою возлюбленную и тайно обвенчаться. Ольга согласилась на бегство. Похищение удалось при помощи сослуживца Владимира, а обвенчались беглецы в сельском храме недалеко от губернской столицы.

Родительское благословение молодые получили только тогда, когда Владимир Каппель поступил в Академию генерального штаба. История повернулась так, что в годы гражданской войны генерал Каппель станет одной из главных мишеней для вождей Красной Армии. И – «врагом народа» на все советские времена. Проклятие нависнет дамокловым мечом и над всеми его родственниками.

Первый раз Ольгу Каппель, устроившуюся работать машинисткой, арестуют в 1919 году в Москве, в Бутырке. Ей прямо сказали, что репрессирована она из-за мужа. Отсидела 9 месяцев, затем была освобождена.

Официально она развелась с мужем, пошла на это ради спасения своих детей. Но саму ее это не спасло. Второй раз она была арестована 30 декабря 1937 года в Перми… Получила пять лет исправительно-трудовых лагерей. Для начала. Потом были продления, накрутки, новые «ходки» - только в 1956 году пришел час долгожданной реабилитации.

Две сестры, две жены классиков

Дмитрий Мамин -Сибиряк и Мария Гейнрих-Роттони. Фото: открытые источники

Дмитрий Мамин -Сибиряк и Мария Гейнрих-Роттони. Фото: открытые источники

В семье Морица Гейнрих-Роттони, одного из первых пермских фотографов, росли дочери Машенька и Лиза. Два удивительных цветка, два пленительных создания, которым было суждено стать спутницами жизни классиков русской литературы.

Мария Морицовна была старшей, потом в семье появились на свет десять (!) мальчиков. И, наконец, в 1885 году родилась девочка, которую назвали Лиза.

Атмосфера в семье была не самой гуманной, мягко сказать. Нрав у главы семейства был крутой, вспыльчивый; однажды отец даже высек Машеньку, «за непослушание и в назидание».

Мария сбежала из семьи, не выдержав сурового отношения отца. И в поисках опоры в жизни, вышла замуж за актера Абрамова. А затем в Екатеринбурге она поступила на сцену – там ее и увидел в театре писатель Дмитрий Нариксович Мамин, гражданской женой которого она стала.

Вспыхнул роман… Счастье их длилось, однако, недолго: Мария умерла при родах 27 лет, случилось это в 1892 году. Роман «Золото» Мамин-Сибиряк посвятил Марии Морицовне.

Мамин-Сибиряк остался с двумя детьми: новорожден­ной Аленушкой и воспитанницей, 10-летней Лизой, сестрой Марии.

У Лизы было трудное детство и героическая молодость. В отличие от старшей сестры, у нее был свой театр: театр военных действий на русско-японской войне, куда она отправилась медсестрой и где блестяще проявила себя, удостоившись наград.

Заняла свое место Елизавета Морицовна и в истории русской литературы. Познакомившись с Александром Куприным, она стала его женой и не только спасла его от беспробудного пьянства (по собственному признанию писателя), но и оставалась ему верной спутницей и музой на протяжении всей жизни. Именно Елизавета Морицовна привезла писателя из зарубежного изгнания на Родину.

Пермская Васса

История семьи Грибушиных не менее волнующая, увлекательная и поучительная, чем сага о Форсайтах или история домов Вассы Железновой, Облонских, Карамазовых…

Впечатляющий женский тип представляла собой Антонина Ивановна Грибушина, которая после ухода из жизни мужа учредила и возглавила торговый дом «М.И. Грибушина наследники». Михаил Иванович Грибушин - российский «чайный король», меценат и общественный деятель, потомственный почетный гражданин, ушел из жизни в 1889 году 57 лет от роду.

Взяв бразды правления в свои руки, его супруга сумела увеличить торговый оборот в три раза. И это несмотря на материнские заботы. Ведь у нее было десять детей: пять мальчиков и пять девочек. Антонина Ивановна Грибушина прожила трудную и яркую жизнь. Она была глубоко верующим человеком, много помогала людям, занимаясь благотворительностью по душевной склонности своей, а не ради выгод. «Не щадила трудов и сердца в этом направлении», - как сказал о ней современник.

Не обошлось без семейных трагедий: в черном 1915 году умер старший сын, Сергей Михайлович, а в декабре покончил с собой Михаил Михайлович – не справившись с болезнью, запутавшись в сердечных делах… Могучий клан Грибушиных исчез из Перми после гражданской войны, вступив в период рассеяния. Лишь в Кунгуре в первые советские годы жила Анна Михайловна, младшая дочь Антонины Ивановны и Михаила Ивановича.

Поразительный факт: во время демонстрации фильма «Семья Грибушиных», «разоблачавшего» сбежавших за границу чайных королей (по сценарию Василия Каменского) тапером в зале работала потомок антигероев, Анна Грибушина.

Доктор Серебренникова

Евгения Серебренникова. Фото: открытые источники

Евгения Серебренникова. Фото: открытые источники

Павел Серебренников и Евгения Солонинина познакомились во время учебы в Петербурге и тогда же, студентами, обвенчались. Чем же привлекла Павла Евгения? Ее выделяла неуемная тяга к знаниям, эта девушка с Урала, серьезная не по годам, все время училась. После окончания гимназии в Екатеринбурге девушка поступила в столице на высшие курсы «ученых акушерок» при медико-хирургической академии. Получив звание врача, она спустя пять лет, в 1883 году, поступает на курсы глазных болезней.

Другое качество, выделявшее эту девушку с густой русой косой, – энергия духа, общественная активность. Еще молодоженами в 1887 году супруги Серебренниковы отправились на русско-турецкую войну. Они спасли сотни раненых.

С 1885 года Серебренниковы жили в Перми. Павел Николаевич читал лекции, вел широкую санитарно-просветительскую работу в народе. Евгения Павловна трудилась в должности ординатора Александровской губернской больницы. Блестящая практика, сотни операций… И гражданская ответственная позиция по любому вопросу. На VI Пироговском съезде врачей в Киеве, в 1895 году Евгения Серебренникова была избрана почетной председательницей одного из заседаний.

Увы, судьба ей отмерила немного, всего 43 года. Умерла она в 1897 году от опухоли мозга. Газета «Волгарь» писала в те годы: «В Перми нет более популярных имен, как супруги Серебренниковы».

Спустя три года в Петербурге был издан литературный сборник памяти врача Е.П. Серебренниковой, который позднее был переиздан в Перми. Немногие удостаивались такого поистине нерукотворного памятника.