Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Звезды20 февраля 2016 21:07

Пять лучших фильмов Берлинского фестиваля

Кинообозреватель «КП» Стас Тыркин знакомит читателей с самыми нашумевшими лентами только что закончившегося Берлинале
В новом фильме братьев Коэн Цезаря (Джордж Клуни) возьмут да и похитят!

В новом фильме братьев Коэн Цезаря (Джордж Клуни) возьмут да и похитят!

Фото: кадр из фильма

20 февраля победители 66-го Берлинского кинофестиваля получили свои награды. Главный приз - статуэтку «Золотого медведя» - взял документальный фильм итальянского режиссера Джанфранко Рози «Огонь в море» (Fuocoammare). Рассказываем о нем, а также других четырех картинах с конкурса, заслуживающих внимания.

«Огонь в море» (Италия)

Режиссер - Джанфранко Рози

«Золотого медведя» взял документальный фильм итальянского режиссера Джанфранко Рози «Огонь в море»

«Золотого медведя» взял документальный фильм итальянского режиссера Джанфранко Рози «Огонь в море»

Фото: кадр из фильма

Документальное наблюдение за повседневной жизнью Лампедузы - небольшого островка между Тунисом и Сицилией, на который каждый год прибывают десятки тысяч мигрантов из африканских стран, если им удается выжить в нечеловеческих условиях нелегальной транспортировки.

Проведя на острове целый год, автор избегает сенсационности теленовостей - его фильм о вековом и по-прежнему нерушимом укладе островной жизни, на который незваные гости, как ни странно, не оказали почти никакого влияния. Не являются нелегалы и главными героями этой картины, хотя она честно фиксирует процедуры, через которые проходят выжившие, и даже дает им слово для гневного рэпа, суммирующего их горький опыт в пустыне, тюрьмах и трюмах кораблей, где они задыхаются и голодают. Маленький остров, продолжающий жить своей уютной, насиженной жизнью, несмотря на апокалипсисы там и тут, - это, конечно, Европа в миниатюре. Привыкнуть к мысли о том, что жизнь на отдельном уютном острове, вероятно, заканчивается, действительно невозможно. И картина Рози, фиксирующая «уходящую натуру», без всякой сентиментальности предрекает и оплакивает этот незаметный уход.

«Да здравствует Цезарь!» (США)

Режиссеры - Джоэл и Итан Коэны.

Тематически «Цезарь» - иронический нуар, действие которого происходит в старом Голливуде, что предоставляет режиссерам возможность изощренно жонглировать жанрами (тут уживаются под одной не слишком поехавшей крышей и вестерн с ковбоями, и «водный фильм» с русалками, и «пеплум» с древними римлянами, и салонная мелодрама из жизни аристократов, и мюзикл про морячков).

Коэны неутомимо монотонно подмигивают киноманам и знатокам, способным оценить такое количество инсайдерских шуток. Атмосфера сразу берет верх над сюжетом: большую голливудскую звезду (постаревший Джордж Клуни) похищают со съемочной площадки картонного исторического боевика об Иисусе Христе, но его, без особенных приключений, освобождает честный труженик кинобизнеса, директор по производству с волевым лицом и квадратной челюстью Джоша Бролина. С такой выправкой и в такой шляпе он легко бы мог быть гангстером или частным детективом. Реальные мужики предлагают ему послать подальше киношное баловство и войти в реальный бизнес (авиация, водородная бомба). Но он, будучи человеком католической веры и твердых нравственных принципов, остается на своем месте, продолжая виртуозно разруливать хаос, традиционно царящий в кино и в головах его создателей. Такую же верность и преданность кинематографу демонстрируют и сами Коэны.

«Будущее» (Франция)

Режиссер - Мия Хансен-Лав.

Приза за режиссуру удостоилась молодая постановщица Мия Хансен-Лав за ленту "Будущее"

Приза за режиссуру удостоилась молодая постановщица Мия Хансен-Лав за ленту "Будущее"

Фото: кадр из фильма

«Будущее», по сути, монофильм. Изабель Юппер, играющая профессоршу философии, целиком и полностью держит его на своих хрупких плечах - и этой гравитации достаточно для того, чтобы кино с таким количеством болтовни не только не развалилось, но и смотрелось вполне захватывающе.

Героиня Юппер - из породы людей, которых остановит только пуля. Невообразимо активный организм с потрясающим метаболизмом, которому могут позавидовать марафонцы. Семья, дети, работа, ученики, издательство, квартира, загородный дом, сумасшедшая мать, вызывающая команду пожарных всякий раз, когда не действует ее снотворное... Картина с интересом наблюдает за тем, как у такого гиперактивного человека жизнь последовательно отнимает практически все, что составляет саму материю жизни, материю настоящего. Удобный в сожительстве муж уходит из дома - впрочем, в этом нет никакой драмы, разве только в том, что он забрал с собой нужные книги. Дети уходят, чтобы тоже исступленно рожать своих детей - но таков закон жизни. Малахольная мать умирает - в этом тоже для всех скорее больше плюсов, чем минусов. Издательство коммерциализируется, загородный дом остается мужу, у учеников свои дела. В финале героиня Юппер отдает им даже доставшуюся от маман толстую кошку. И остается совсем одна, с интересом глядя в наступившее будущее. Упиваться полной свободой и осмыслять ее как важную философскую категорию.

«План Мэгги» (США)

Режиссер - Ребекка Миллер.

"План Мэгги" - прелестная лирическая парабола о непредсказуемости жизни и смехотворности всяких человеческих планов

"План Мэгги" - прелестная лирическая парабола о непредсказуемости жизни и смехотворности всяких человеческих планов

Фото: кадр из фильма

Этот фильм оживляет в памяти и творчество Вуди Аллена, и сразу все виданные независимые нью-йоркские кинокомедии, но от этого ничуть не менее забавен.

Любимица хипстеров Грета Гервиг предсказуемо прекрасна, хрупка, искренна в роли молодой городской жительницы по имени Мэгги, неплохо чувствующей себя в одиночестве, но все же решившей «родить для себя». Это не единственный план Мэгги, умудрившейся спланировать искусственное оплодотворение в вечер встречи с будущим мужем (Итан Хоук). Несколько лет спустя она столь же искусно возьмется планировать и развод с ним - нарочно бросив ни о чем не догадывающегося супруга в объятия бывшей жены Жоржетты (уморительная Джулианна Мур). Прелестная лирическая парабола о непредсказуемости жизни и смехотворности всяких человеческих планов завершается хеппи-эндом, что в интеллигентных фильмах большая редкость.

«Конец» (Франция)

Режиссер - Гийом Никлу.

Тучный мужчина с лицом и животом Жерара Депардье неохотно, кряхтя, встает и отправляется в лес на охоту. Где сначала теряет собаку, а потом теряется сам. Проведя несколько дней и ночей без привычных удобств, одичав, на грани безумия, он встречает столь же потерянную, но значительно более худую женщину, которую приводит в свой дом (дорога как-то неожиданно отыскалась). Жена умерла, ее фото заняло место рядом с коллекцией тарелок, а старость не за горами и вообще скоро, как явствует из жизнеутверждающего названия, конец. Абсурдистская комедия построена целиком и полностью вокруг фигуры, живота, тела, носа, дыхания, одышки Депардье - и напоминает всем, кому не нравится история с его пропиской в Мордовии, о том, что он не только хороший, выдающийся, а редчайший, прирожденный киноактер. По силе и выразительности равный только природе, выступившей едва ли не единственным его партнером в суровом и веселом «Конце».

Комедия «Конец» целиком построена вокруг фигуры, живота, носа и даже одышки Депардье.

Комедия «Конец» целиком построена вокруг фигуры, живота, носа и даже одышки Депардье.

Фото: кадр из фильма

ДРУГИЕ КОЛОНКИ АВТОРА С БЕРЛИНАЛЕ

Патриотическая комедия

Предположение о том, что в фильме под таким названием (Where to Invade Next) Майкл Мур, как честный американец, будет обличать захватническую политику Пентагона, сбылось лишь отчасти. С темой обличения американской внешней политики Мур справился ещё на титрах (подробности)

Хуже не бывает

В программе Берлинского фестиваля с недавних пор показывают и новейшие телесериалы. Один из них — снятый для BBC «Ночной администратор» (The Night Manager), очередная экранизация Джона ЛеКарре («Преданный садовник», «Шпион, выйди вон!» и т.д.), сработанная на сей раз датчанкой Сюзанной Бир (подробности)

Философия на Берлинале

"Будущее" (L'avenir) молодой постановщицы Мии Хансен-Лав - разговорная интеллигентская медитация на темы философии, семьи и свободы. В отличие от предыдущих несовершенных усилий этого инфантильного автора, "Будущее" — по сути, монофильм (подробности)

Выживший

«Огонь в море» (Fuocoammare) Джанфранко Рози — документальное наблюдение за повседневной жизнью острова Лампедуза, небольшого островка между Ливией и Сицилией, на который каждый год прибывает десятки тысяч мигрантов из африканских стран, если им удается выжить в нечеловеческих условиях нелегальной транспортировки (подробности)

Сбрось маму с поезда

Первые, не самые сильные фильмы конкурсной программы Берлинского фестиваля посвящены теме семьи.

Дебютант из Туниса Мохамед Бен Аттиа назвал фильм «Хеди» именем главного героя — это портрет 25-летнего лысеющего юноши, находящегося на пороге женитьбы, но все еще обдумывающего житье. Все в его жизни всегда решала навязчивая, сердобольная мать, от заботы и причитаний которой можно спастись лишь на том свете (подробности)