Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+17°
Boom metrics
Звезды13 февраля 2016 2:37

Сбрось маму с поезда

Кино про ад семейной жизни на Берлинале
Фильм «Хеди» — это портрет 25-летнего лысеющего юноши, за которого все в жизни всегда решала навязчивая, сердобольная мать

Фильм «Хеди» — это портрет 25-летнего лысеющего юноши, за которого все в жизни всегда решала навязчивая, сердобольная мать

Фото: кадр из фильма

Первые, не самые сильные фильмы конкурсной программы Берлинского фестиваля посвящены теме семьи.

Дебютант из Туниса Мохамед Бен Аттиа назвал фильм «Хеди» именем главного героя — это портрет 25-летнего лысеющего юноши, находящегося на пороге женитьбы, но все еще обдумывающего житье. Все в его жизни всегда решала навязчивая, сердобольная мать, от заботы и причитаний которой можно спастись лишь на том свете. Но короткий бурный роман с курортной аниматоршей Рим (да, у мусульманок, оказывается, тоже бывает секс до брака) заставляет Хеди задуматься. Теперь он больше не хочет жениться на одобренной матерью малознакомой ему девушке, выполнять унылую работу коммивояжера, следовать навязшим в зубах глинобитным традициям. Он хочет свободы, равенства и братства, рисовать комиксы и переехать в Европу на ПМЖ. В общем, как все нормальные люди. Но готов ли он на реальные перемены, как главные герои Берлинале-2016 — мигранты и беженцы всех мастей?

«Борис без Беатрис»

«Борис без Беатрис»

Фото: кадр из фильма

«Борис без Беатрис» канадского «анфан террибля» Дени Котэ тоже посвящена повседневному аду семейной жизни, но подходит к теме с более абсурдистского угла. Импозантный бизнесмен русского происхождения по имени Борис Малиновский активно ходит налево от своей жены Беатрис, незаменимого члена кабинета премьер-министра Канады (в этой ответственной роли канадская гей-икона Брюс ЛаБрюс). По этой причине с Беатрис делается тяжелейшая меланхолия и она практически впадает в кому. Одетый в шитый золотом камзол Дени Лаван в образе Воланда квебекского пошиба возвещает Борису о том, что страдания Беатрис — исключительно его вина. И точно: стоит бизнесмену прекратить встречаться с любовницей и отослать от себя похотливую русскую же служанку, как к Беатрис немедленно возвращаются разум и чувства. Итог обоих фильмов: худшие враги человека — это его близкие. От них желательно бежать как можно дальше.

«Сегодня в полночь»

«Сегодня в полночь»

Фото: кадр из фильма

В томительно-занудливом ненаучно-фантастическом роуд-муви Джеффа Николса «Сегодня в полночь» (Midnight Special), сбиваясь с ног, бежит уже вся семья — но в ее неизбежном распаде автор видит глубоко богоугодный смысл. Это чрезвычайно серьезно воспринимающее себя произведение трудно не прочитать как гимн безграничной родительской любви, и хорошие матери и отцы, особенно среди кинокритиков, несомненно, прольют на нем крокодиловы слезы. Мы же не можем взирать на нижеследующий сюжет без здорового цинизма. Отец (везде одинаковый Майкл Шеннон) похищает у некоей секты собственного 8-летнего сына, оказавшегося посланником более совершенной цивилизации, располагающейся где-то «над этим миром». Мальчик умеет испепелять взглядом, сбивать нацеленные на него из космоса спутниковые тарелки, вызывать метеоритный дождь и чуть ли не термоядерный взрыв. Поэтому весь двухчасовой фильм он вместе со зрителями проводит во тьме, давая оператору возможность радовать дремотный глаз рембрандтовским колоритом. Мальчик знает то, чего никто не знает, и видит то, чего никто не видит, поэтому родители, как это, наверное, часто бывает в жизни, слепо выполняют все его капризы и, рискуя жизнью, везут его туда, куда он ткнет пальцем. Вся королевская конница, вся королевская рать, в лице ФБР, Агентства национальной безопасности и прочих серьезных организаций, конечно, оказывается не в состоянии этого Шалтая-болтая поймать. Пока родители (добавим к Шеннону простодушную Кирстен Данст), обливаясь слезами, не отправляют мальчика в лучший из миров. Где ему, по всем статьям, самое место.